Простое искусство. Собрание Евгении и Сергея Тарабаровых


Наивное сознание не способно создавать стратегий успеха и действовать в рамках этих стратегий. Оно интуитивно и нетривиально в способах достижения успеха, так как оперирует не информацией и специальным знанием, а образами общей гармонии и глубинной взаимосвязанности и взаимозависимости. В своем творчестве наивный художник руководствуется неким идеальным образом мира, соединяющим в себе архетипическое и современное художнику понимание мировой гармонии (своего рода связь времен); гармонии человека и природы; исторической и социальной ответственности; созидательности; оптимизма и благополучия. Может быть, именно поэтому на протяжении ХХ века наивное искусство служит для искусства современного источником художественных и идей, образов и приемов.

Нынешняя экспозиция в рамках «Форума коллекционеров» убедительно раскрывает «наивную» и «живописную» составляющую феномена художественного наива. В экспозицию включены произведения Владимира Аносова, создателя визуально-вербальных художественных образов силы, преодоления и победы; Елены Волковой, которую называют главной «сказочницей» отечественного наива; Василия Григорьева, донесшего до нас эстетику субкультур городского посада; Сергея Леонова, сына знаменитого Павла Леонова, живописца и мифотворца, воплотившего в своих полотнах мечту жителей СССР о всеобщей гармонии людей, природы и общества; Владимира Мизинова, для которого после травмы «картины стали жизнью»; Алевтины Пыжовой, чье творчество легко вбирает в себя самые разные художественные образы от революции и власти до фантастического эротизма в природе и обществе; от романтики города до архетипики тотема в изображении животных;  Михаила Ржанникова, сумевшего в индустриальном Липецке сохранить и воплотить в своих картинах чистоту и ясность уральских рек и лесов; Александра Суворова, чье творчество генетически связано с народной крестьянской картиной. Они не раз представляли наивное искусство на самых разных выставочных площадках в России и за рубежом; их работы включены в многочисленные каталоги и музейные собрания.

«Эти чистые художники… стремились передавать в своих произведениях только внутренне-существенное…» - эти слова Василия Кандинского о наивных художниках не потеряли своей актуальности и сегодня. Простота и искренность наивного искусства, свободная от рефлексии и фрустрации современного художника, вынужденного постоянно отвлекаться от решения чисто художественных задач в условиях гиперсоциализации и актуализации современного искусства, - вот главная причина постоянного интереса современного искусства к своему «младшему» брату.