Коллекция Александра Добровинского «Киноплакаты 1924–1940 годов»


место: 11-12 залы, 2й этаж

Александр Добровинский, известен не только как адвокат, но и как коллекционер. Его собирательские интересы на редкость многосторонни. Уникальные коллекции советского фарфора, лаковой миниатюры, художественной кости, плаката, графики, живописи, фотографии позволили ему занять почетное место в пятерке собирателей отечественного искусства XX века.

 

Коллекционеры собирают то, что принято собирать — живопись, графику, прикладное искусство, то есть то, что собирали и сто, и двести лет назад. Таких большинство. Но есть небольшой круг коллекционеров, которые своей деятельностью открывают новые, прежде неизвестные, сферы собирательства. Добровинский из их числа. Для него собирать — значит открывать и исследовать. Причем довольно часто эти открытия совершаются «поблизости» от всем хорошо известного материала. Так, лаковую миниатюру всегда ценили коллекционеры. Но — только «классического» времени, XIX – начала XX веков. Огромный пласт продукции, выпускавшейся в 1930–1950-егоды, казался им малозначительным, едва ли не маргинальным явлением. Добровинский, напротив, именно в этом периоде увидел моменты наивысшего взлета старинного промысла, сумевшего стать вровень с ведущими явлениями искусства своего времени.

Термин агитлак, родившийся у коллекционера-исследователя в результате внимательного изучения материала, уже вошел в научный обиход. Самого же Добровинского он подтолкнул к еще одному открытию. Его внимание привлекла эксклюзивная продукция советских косторезов, столь же выпукло, как и агитлак, запечатлевшая дыхание эпохи. Собранная им коллекция агиткости по полноте и представительности материала не имеет себе равных.

Уникальным коллекциям изделий советской резной кости и лаковой миниатюры посвящены два капитальных издания, которые ввели в научный обиход малоизвестный пласт декоративного-прикладного искусства советской эпохи.

Как коллекционер Добровинский мыслит масштабными категориями. Его собрание советского плаката по своей редкости и обширности уже приближается к крупнейшим государственным коллекциям.

Разнообразие собирательских интересов Александра Добровинского имеет некую общую точку притяжения. Коллекционер заворожен цельностью и стилистической определенностью советского искусства 1930–1950-х годов, что позволяет коллекциям фарфора, агитлака и агиткости соседствовать с фотоматериалами и мемориальными предметами из архива первой звездной пары советского кинематографа — Любови Орловой и Григория Александрова. Несколько лет назад коллекция «приросла» гигантским по своему составу (более 5000 единиц хранения) архивом режиссера и актрисы, хранившемся на даче, построенной супругами-орденоносцами в конце тридцатых в подмосковном Внуково. Легендарная дача вскоре будет превращена в музей, а наиболее интересная часть документов войдет в издаваемый по инициативе Фонда Александра Добровинского четырехтомник «Спасенный архив».


ПЛАКАТЫ

На «Форуме Коллекционеров» в ЦДХ Александр Добровинский представляет киноплакаты 1924–1940 годов из своей грандиозной коллекции. Экспозиция приурочена к Году Российского кино.

Выставленные плакаты рассказывают о первых десятилетиях становления отечественного кино. Отдельный блок посвящен Любови Орловой и Григорию Александрову. В коллекции собраны плакаты ко всем фильмам режиссера, создателя всенародно любимых музыкальных комедий 1930-х годов — «Веселые ребята» (плакаты Дмитрия Бабиченко, Владимира Сутеева и Иосифа Герасимовича), «Цирк» (плакаты Бориса Зеленского и рижского художника Симона Гутмана, сделавшего плакат для проката фильма в Латвии в 1945 году), «Волга-Волга» (художник – Борис Зеленский). «Светлый путь», последняя из предвоенных комедий режиссера, представлена в необычном виде. К фильму, первоначально называвшемуся «Золушка», была подготовлена рекламная кампания, включавшая не только плакаты, но даже конфеты и духи «Золушка». В последний момент, по требованию Сталина, название было изменено, но плакат сохранился. В комедии «Весна» (плакат Бориса Зеленского) неразлучное трио — Александров, Орлова и Исаак Дунаевский — работало над фильмом в последний раз.

Основная часть экспозиции посвящена немым фильмам 1920-х годов. Среди них — редкие, а иногда и вовсе несохранившиеся фильмы, единственным напоминанием о которых остаются плакаты к ним. Для коллекционера эти уникумы не менее интересны, чем классические плакаты к «Броненосцу ''Потемкину''» Александра Родченко и Антона Лавинского, об обладании которыми мечтает любой собиратель. Александр Добровинский также является счастливым обладателем нескольких десятков плакатов братьев Владимира и Георгия Стенбергов, наиболее выдающихся представителей искусства советского киноплаката. В этой же манере работал и Михаил Длугач, автор плаката к фильму «Его карьера» (1928) режиссера Виктора Турина, создателя знаменитого «Турксиба» (1929) – лучшей документальной ленты той эпохи. Длугачу принадлежит плакат и к фильму Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» (1928), который имел огромный успех как в стране, так и за рубежом. Второй вариант плаката к этому же фильму исполнил Яков Руклевский, руководивший группой плакатистов, работавших по заказам Совкино (братья Стенберги, Н. Прусаков, А. Наумов, П. Жуков, М. Длугач, И. Герасимович, С. Семенов-Менес).

В 1930-х наступила эра звукового кино, а с ее приходом начала меняться и стилистика плакатов. На смену лаконичности и броскости конструктивизма пришла более спокойная манера, окрашенная в тона соцреализма, победившего на всех фронтах отечественного изобразительного искусства. Характерными примерами этого периода являются плакаты к комедиям Григория Александрова, а также крупноформатные плакаты к фильмам «Новый Гулливер» (1935) режиссера-сказочника Александра Птушко и «Пышка» Михаила Ромма (1934), исполненные известным советским художником Юрием Пименовым.