Арзамас. Избранное


место: Лестничное пространство, 2-й этаж

даты проведения: 21.09 -25.09

В рамках «Российского Форума» коллекционеров просветительский проект Arzamas представляет 4 курса о культуре из своего собрания.

«Русский авангард»

Лекции искусствоведа, одного из главных экспертов по русскому искусству XX века, автора огромной «Энциклопедии русского авангарда» Андрея Сарабьянова о начале явления, которое до сих пор (и даже всё чаще) является визитной карточкой русского искусства во всем мире.

Лектор рассказывает о почве, на которой выросли первые авангардисты; о главных объединениях новых художников, об их эпатажных акциях и соревнованиях друг с другом; о новых связях живописи, музыки и поэзии в начале XX века; об абстракции, о том, как она получилась, и о главном символе авангарда — «Черном квадрате» Малевича.

 

«Антропология коммуналки»

Профессор факультета антропологии Европейского университета Илья Утехин прожил в коммуналке больше 30 лет. Систематизировав свой опыт и последующие научные исследования, он написал кандидатскую диссертацию по антропологии коммунальной квартиры.

Из лекций можно узнать о правилах и законах совместного быта и о том, как они появляются; о том, что такое справедливость в невыносимых коммунальных условиях; о личном пространстве; о психических заболеваниях, которые можно приобрести в условиях общежития, и о взаимоотношениях маленького коммунального коллектива с большим, государственным.

 

«Как понимать живопись XIX века»

Декан факультета истории искусств Европейского университета, специалист по восприятию зарубежного искусства в России Илья Доронченков рассказывает о восьми исторических полотнах и объясняет, как с их помощью понять историю и как эту историю понимали в прошлом.

Каждая лекция посвящена одной картине: «Клятва Горациев» — о том, как был создан эталон гражданской доблести; «Плот „Медузы“» — о том, как большая человеческая трагедия становится большим политическим событием; «Свобода, ведущая народ» — о том, как абстрактное представление может быть выражено в фигуре полуобнаженной женщины; «Расстрел повстанцев» — о том, как специалист по бедствиям войны останавливает мгновения; «Утро стрелецкой казни» — о том, почему художник, пишущий исторические трагедии, становится гордостью нации и т. д.

 

«Как слушать классическую музыку»

Два известных музыканта, пианист Петр Айду и контрабасист Григорий Кротенко, выступили в непривычном для них формате лекции. В этом им помог профессиональный лектор — искусствовед из МГУ Константин Дудаков-Кашуро: вместе они рассказали, почему часто люди не понимают, не любят и не хотят ничего знать о классической музыке и что можно сделать, чтобы это изменить.

С помощью первой лекции можно разрушить стереотипы, которые заставляют нас путать музыку и шум; с помощью второй — развеять мифы о том, что классика — это только шедевры, доступные серьезной и подготовленной публике в специальных местах; с помощью третьей — узнать, классика — это старьё или нет, а с помощью четвертой — нужно ли избавиться от святая святых: диктатуры дирижера.

Картинка анонса (с) Неизвестный художник. Портрет Пьера де Мушерона с семьей. 1563 год Rijksmuseum